Полатовские чтения 2009  II международная очно-дистанционная научно-практическая конференция
"Полатовские чтения - 2009"
 


Информационное письмо
Партнеры
Условия участия
Регистрация
Оформление тезисов
Программа
Форум (секционные обсуждения)
Материалы конференции
Аналитика
Место проведения
Трансляция
Оргкомитет
Сборник научных трудов конференции


Колледж МЭСИ
 

 
Технологическая школа ORT
 
Энергобезопасность и энергосбережение
 
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
 
Учительская газета
 
КОНФЕРЕНЦИЯ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ
 
Мир ПК
 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Состояние дистанционного обучения в России характеризуется наличием следующих проблем, выявленных в ходе пленарных и секционных заседаний:

  • отсутствие единой терминологии в области электронного и дистанционного обучения, а также использования информационных технологий в образовании;
  • низкое финансирование дистанционных образовательных программ и проектов в образовательных учреждениях различного уровня с учетом реальных затрат рабочего времени;
  • недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов и преподавателей дистанционного обучения, системы их целенаправленной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования;
  • отсутствие единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической и информационной системе в России;
  • неразработанность механизмов обеспечения эффективности и качества дистанционного образования и требований к оценке качества электронных изданий для дистанционного обучения;
  • недостаточный учет педагогической общественностью рисков и угроз использования интернета в образовании;
  • слабое привлечение студентов – участников дистанционного учебного процесса к обсуждению проблем обучения в дистанционной форме.

По итогам работы конференции оргкомитет постановил:
  1. Считать формат конференции «Полатовские чтения», проводимой в очной и дистанционной форме, эффективной моделью обеспечения научно-методического взаимодействия в рамках проведения комплекса очных и сетевых мероприятий, направленных на повышения качества и конкурентоспособности российского дистанционного образования. Информировать педагогическую общественность о проведении ежегодной конференции «Полатовские чтения» для обеспечения участия широкого круга заинтересованных специалистов и стратегического партнерства образовательных учреждений.
  2. В ситуации отсутствия единой терминологии в области электронного и дистанционного обучения в России рекомендовать:
    • создать рабочую группу по разработке глоссария основных терминов дистанционного образования и обучения с использованием информационных и коммуникационных тех-нологий в образовательных учреждениях;
    • уточнить смысловое наполнение понятий «электронное обучение» и «дистанционное обучение» и их соотношение с международным термином «e-learning»;
    • термин «дистанционное обучение» (согласно концепции Е.С. Полат) понимать как одну из форм получения образования, представляющую собой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, и отражающую все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) спе-цифичными средствами ИКТ.
  3. Для повышения качества российского дистанционного обучения принять еди-ную концепцию дистанционного обучения в РФ, разработанную лабораторией ДО ИСМО РАО под руководством проф. Е.С. Полат.
  4. Предложить рабочей группе при Комитете образования Государственной Думы РФ и Совету по ДОТ при Министерстве образования РФ внести поправки в существующее законодательство, связанные с признанием дистанционного обучения альтернативной фор-мой получения образования, что будет способствовать дополнительному финансированию, решению многих организационных и педагогических проблем развития дистанционного обучения в России.
  5. Рекомендовать разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дистанционного обучения в предметных областях как педагогических и информационных систем обучения, требующих этапа качественного педагогического проектирования в соот-ветствии с современными целями образования, требованиями компетентностного подхода, спецификой предметной области, а также учитывать современные возможности инфо-коммуникационных и педагогических технологий. Считать необходимым классифицировать ЭОР по формам образования и предметным областям. При разработке ЭОР по предметным дисциплинам использовать возможности стратегического партнерства с представителями работодателей.
  6. Для повышения эффективности дистанционного обучения в России, развивать систему подготовки преподавателей и специалистов дистанционного обучения, рекомендо-вать педагогическим средним и высшим профессиональным учреждениям осуществлять специальную подготовку преподавателей, включить в ГОСы 3-го поколения необходимое содержание для подготовки студентов педагогических специальностей по программе «ИКТ в образовании» и «Теория и практика дистанционного обучения».
  7. В целях обеспечения качества дистанционного обучения рекомендовать рабо-чим группам по формированию нормативно-правовой базы дистанционного обучения обра-тить внимание на выработку критериев оценки качества электронных ресурсов и изданий для дистанционного обучения. Инициировать проект по выработке критериев эффективности дистанционного обучения по трем параметрам: технологическому, организационному, со-держательному. Рассмотреть возможность организации процедуры независимой обществен-ной экспертизы качества разработанных ЭОР.
  8. Обеспечить национальную кооперацию научных исследований, инициировать проведение теоретико-экспериментальных исследований в области различных составляющих Интернет-педагогики, сопоставление работы начальных, средних и высших профессиональ-ных учебных заведений в области электронного и дистанционного образования для выведе-ния российского электронного образования на конкурентоспособный уровень.
  9. Инициировать исследования в области педагогических составляющих инфор-мационной безопасности электронного образования.
  10. В целях обеспечения развития и качества российского филологического обра-зования продолжать работу по интеграции информационных и коммуникационных техноло-гий в систему языкового и литературного образования, разработке мультимедийного образо-вательного контента на разных уровнях обучения. Считать необходимым включение компо-нентов ИКТ-компетенции обучаемых в модель иноязычной коммуникативной компетенции, использование единой шкалы уровней владения иностранным языком (ИЯ) для построения эффективной системы непрерывного языкового образования. Рекомендовать включение в учебный процесс подготовки специалистов по педагогическим направлениям курсов «ИКТ в предметной области».
  11. Основные выводы и рекомендации конференции «Полатовские чтения – 2009» для принятия соответствующих решений направить в следующие организации:
    • Экспертный Совет по электронному обучению и информационным технологи-ям в образовании при Комитете Государственной думы РФ по образованию;
    • Совет по Дистанционным образовательным технологиям;
    • Министерство образования и науки РФ;
    • Федеральное агенство образования;
    • Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки;
    • региональные управления образованием;
    • Президиум РАО;
    • оргкомитет Виртуального августовского педсовета;
    • оргкомитет Ассоциации РЕЛАРН.